ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СВЕТА

Авторский курс для фотографов, видеографов, кинооператоров и режиссеров
(4дня по 8 часов)

ЧАСТЬ I
СВЕТ И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ
Теория и практика

 

День первый

1. История света. 

Природа естественных световых эффектов, искусственные эффекты света на конкретных примерах, заявленных в репродукциях живописи, фотографиях, фрагментах кино.
Понятия о стиле освещения, традициях в истории использования художественного света, история вопроса.
Вопросы прикладного, практическое применения исторического художественного опыта, опыта фотографии и кинематографа. 
Свет в живописи 
Свет в фотографии
Свет в кино 
- натурные световые эффекты
- свет в интерьере
- свет в павильоне

2. Специфика использования эффектов света 

Свет и жанр съемки 
Натюрморт, Портрет, Пейзаж, Репортаж

Обсуждение практических приемов работы со светом:
- на натуре (вопросы подсветки)
- в интерьере (принципы использования естественной и искусственной подсветки)
- в павильоне (некоторые принципы из личного опыта)

Обсуждение практических приемов постановки света в игровом кино  
- свет «на актера» 
- свет «на сцену» 
- свет «универсальный» 
 
Оптические светофильтры на камере, необходимость и некоторые принципы
Спецэффекты и свет: дым, дождь, снег и т. д.

Обсуждение схем света, принципов освещения и ответы на вопросы слушателей, после просмотра киноматериалов по игровым проектам и рекламным роликам. 


День второй

3. Практическая часть 

-Типы источников освещения:
ЖЕСТКИЙ СВЕТ - Приборы с линзой Френеля, приборы типа Парлайт, с оптической линзой типа Дедолайт

МЯГКИЙ СВЕТ  - Софтбокс, Химера, Октодом, Кинофло, Лайтпанель и т.д. 
Использование отражателей и фрост-рам.
Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения:
- Количество источников света на площадке, принципы их взаимодействия
(схемы света: от одного прибора до сложных схем)
- Принцип формирования списка света для съемки
- Поиск света
- Принципы постановки света на портрет. Практическая съемка в студийных условиях.
- Грим, костюм, как часть съемочного процесса. 
- Главная задача - поиск направления света на крупном плане, поиск эффекта света в кадре, работа с фоном, эксперименты с тональностью, создание светом глубины кадра и т.д. Создание светового стиля

Практическая съемка: одно лицо – пять разных эффектов света. 
Съемка актрисы и демонстрация возможностей разных эффектов света для создания портрета.
Изучение и использование осветительных приборов разных типов.

Обсуждение, ответы на вопросы слушателей

 

ЧАСТЬ II
УВИДЕТЬ СВЕТ
Теория и практика


День третий

Свет как элемент композиции кадра
(несколько постулатов из теории композиции и примеры практического использования)

Объемный свет и плоский 
Тональная перспектива. 
Светлая, темная тональность кадра  
Направление света и зависимость от этого композиции кадра  

Свет и цвет
(некоторые принципы практического применения)

Цвет в пленочном изображении и цифровом
Принцип цветовой тональности
Принцип цветового контраста
Особенности использования источников холодного света и источников теплого света
Цвет люминесцентного света. Неон. Художественное использование
Использование светофильтров для работы с цветом

Свет и контраст

Натура. Особенности съемки в условиях сильного и условиях слабого контраста света
(солнечный свет, съемка в горах, туман и т. д.) 
Павильон. Интерьер. Соотношение света и тени. 

Свет и экспонометрия

Экспонометрия как художественное средство.
Динамический диапазон камеры и свет. (Элементарные принципы на классических примерах).
Экспонометрия освещения относительно пленочного и относительно цифрового изображения.
Логика точечного замера света.
Замер по освещенности.

Свет и оптика

Светосила, ее значение, использование в художественных целях.
Фокусное расстояние и эффекты света.

Свет и движение

Движение света внутри кадра 
Свет при съемке в движении
Практические примеры съемки фото и кино в машине, поезде, катере, самолете, дельтаплане.

Рекламный свет

Свет в фото и кинорекламе. 
Некоторые принципы и особенности постановки света в хромакейном павильоне 
Рекламное, корпоративное кино 

Свет в телевизионном и художественном кино

Создание световой истории в павильоне.
От замысла фильма до показа. (Подготовка, съемка, павильон со всеми подробностями).
От проб света до цветокоррекции.
Обсуждение материалов по фильмам: «Вино из одуванчиков», «Хайвей»
«Танцуй со мной», «Не чужие» и т. д.


День четвертый

Практическая часть на импровизированной съемочной площадке.
Демонстрация и использование на практике профессионального осветительного оборудования, краткий обзор развития современного киноосвещения 
Демонстрационная постановка света на актерской сцене из 2х человек. 
(проекция с камеры на большой экран)

1. Поиск направления света и его рисунка на крупном плане и в актерской мизансцене на несколько человек
2. Некоторые принципы построения световых схем.
3. Поиск световой тональности изображения (контраст, глубина светотени).
4. Поиск художественного эффекта света.
5. Поиск стиля света в изображении.
6. Создание световой атмосферы.

Технический контроль 
Практическое применение экспонометра   на съемочной площадке.   Профессиональная камера на съемочной площадке. Установки для работы в условиях павильонного освещения. 

Программа зарегистрирована в агентстве авторских прав и активно используется с 2010 года.

© 2024 сайт кинооператора Александра Носовского. Все права защищены.